Тики, в т. ч. голосовые, навязчивые движения; в т. ч. кусание ногтей, губ (ННД – невроз навязчивых движений; неврозоподобные тики, синдром Жиль де ля Туретта, онихофагия, хейломания)

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их дети начинают часто и усиленно моргать, шмыгать носом, подергивать различными мышцами лица, головой, плечами и т. д. Иногда отмечаются сложные, сочетанные движения. Наиболее распространен мигательный тик. Всего же тики отмечаются у 2–4 % детского населения. Для большинства родителей не имеет значения форма расстройства (тики, навязчивые движения, ритуалы и т. п.). Поставить правильный диагноз – это прерогатива врача. Что же такое тики? Это быстрые, непроизвольно повторяющиеся движения, иногда однотипные, но чаще изменчивые и обязательно исчезающие во время сна. Иногда тики могут быть вокальными (то есть в виде непроизвольных звуковых сигналов) в виде шмыганья носом, покашливания, похрюкивания и даже в виде выкриков. Что касается навязчивых движений, то они чаще всего являются своеобразным двигательным ритуалом, который возникает в ответ на какую-то острую или хроническую психотравмирующую ситуацию, и за таким ритуалом всегда что-то скрывается, чаще всего неосознаваемая идея защиты собственного благополучия или безопасности близких Почему именно у детей тики появляются особенно часто и быстро переходят в привычку? Дело в том, что особенностью детского организма является быстрое закрепление патологической симптоматики вообще и двигательных расстройств в частности. Это обусловлено тем, что центры, регулирующие движения, полностью формируются к 14–15 годам, а до той поры остаются функционально лабильными (незрелыми и функционально весьма подвижными). Во многом в закреплении тиков виноваты родители, бабушки и дедушки, то есть те из них, кто пытается справиться с данной проблемой в приказном порядке: одергивают ребенка, делают ему замечания, кричат. При такой ситуации тики нередко перерастают в невроз навязчивости со страхами и трансформацией тиков в навязчивые движения. Неблагоприятное влияние оказывают попытки взрослых жестко регламентировать поведение ребенка, а также воспитание по типу повышенной моральной ответственности за достижения в учебе, спорте и т. д. С позиций современной педагогики считается, что ребенок — не маленький взрослый, он должен развиваться до определенной степени свободно, он должен обязательно нарушать какие-то нормы поведения, что-то разбить, что-то сломать. И если его лишают возможности хотя бы немного выходить за рамки правил, и если он согласен с этим, если родители сумели его убедить, что это необходимо во имя будущих жизненных успехов, — казалось бы, что здесь плохого? Но постоянное внутреннее напряжение не может быть бесконечным. Рано или поздно энергия этого внутреннего напряжения должна во что-то вылиться. И один из вариантов такого «излияния» — появление тиков или невроза навязчивых движений. Специальная психотерапия (семейная) направляется, прежде всего, на выявление и устранение неблагоприятного влияния психотравмирующих ситуаций, послуживших причиной формирования тиков или навязчивых движений, а также факторов их поддержания, включая чрезмерные умственные или физические нагрузки, приводящие к астенизации, то есть к повышенной утомляемости. Поведенческая психотерапия и сеансы гипноза (психорегуляции) в большей степени направлены на сам симптом (тики и навязчивые движения). Родителям дается четкая рекомендация — не обращать внимания на подергивания мышц и «лишние» движения, не одергивать ребенка и тем более не наказывать его. 

Подробнее: для специалистов:В.В. Шишков — «Психотерапия функциональных расстройств. Карманный справочник врача и психолога» (СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013, — 496с.);  А.И. Нахимовский, В. В. Шишков – «Практическая психотерапия детей и подростков» (СПб.: Речь, 2003. – 384 с.); для родителей пациентов: «Пока ждем врача Энциклопедия доврачебной консультации». – СПб, ИД «Весь» 2003, раздел «Нервная система дает сбой»)