Страхи (любые), в т. ч. так называемые «школьные»; неуверенность в себе и своих силах
Страх — это отрицательная эмоция, связанная с реальной или мнимой угрозой непосредственному благополучию, или самой жизни. Тревога — это психологическое напряжение, меняющее общий фон настроения, обусловленное внутренними или внешними факторами риска. Предпосылкой к возникновению страхов нередко является так называемое «тепличное» воспитание. Если ребенок никогда не посещал ясли, детский сад, ограждался от общения с другими детьми и потом, придя в школу, сразу оказывается в атмосфере обязательного общения, далеко не всегда дружелюбного, то у него очень быстро проявится психологическая уязвимость в отличие от других ребят, прошедших «боевую школу» уличного и детсадовского общения. Еще в большей степени это относится к детям и подросткам, чьи родители, в ответ на любые незначительные затруднения в учебе или общении у ребенка в школе, норовят любой ценой перевести его на домашнее обучение, освободить от экзаменов и т. п. Это бывает необходимо, но только в качестве временной меры, и то, в исключительных случаях, которые может определить только опытный врач психотерапевт, работающий с детьми. Не все страхи следует рассматривать как патологию. Страхи на определенных этапах развития можно считать вариантом нормы. Без страхов не обходится ни один психически здоровый ребенок, ни один подросток, и даже ни один взрослый, то есть какие-то элементы страхов всегда есть. Но дело в том, в каком качестве и в каком количестве эти страхи проявляются. Страхи можно выделить как отдельное расстройство — невроз страха. Но они же могут быть проявлением невроза навязчивых состояний. Вообще все страхи у людей любого возраста стоит разделять на две большие группы: не препятствующие или препятствующие адаптации взрослого или ребенка, подростка дома, в школе, на работе. Одно дело, когда школьник или студент отвечает у доски или с места, испытывая при этом страх, а, возможно, и неприятные ощущения, связанные с вегетативными проявлениями (учащенное сердцебиение, головокружение, холодный пот, покраснение кожи лица и т. п.); когда перед экзаменами многие подростки бегают в туалет по несколько раз, причем не просто так, а ввиду реального расстройства стула, которое проходит без лекарств сразу после завершения экзамена. Это примеры так называемого «школьного» невроза. И совсем другое дело, если каждый выход к доске у умного, прекрасно знающего все темы, прекрасно пишущего любые письменные работы школьника вызывает нечто вроде ступора с длительным до бесконечности молчанием. Не каждый учитель будет входить в положение такого ученика. И как он будет сдавать выпускные экзамены? Подобные страхи, если их не устранить, непременно приведут к социальной дезадаптации. Но есть страхи вычурные, необычные, которые практически не встречаются у большинства детей, подростков и взрослых, самостоятельное лечение их невозможно, здесь требуется как можно более раннее обращение к психиатру. Правда, у детей и подростков, с учетом насыщенности современных телепрограмм, можно допустить грубую ошибку, принять за вычурный страх то, что спровоцировано каким-то мультипликационным сериалом. Большинство страхов очень хорошо лечатся, особенно при своевременном обращении к психотерапевту; на первом этапе используется поведенческая психотерапия, применяемая дома по рекомендации врача, затем (или параллельно) используются игровые методики, а также сеансы психорегуляции (у более старших детей).
Подробнее: для специалистов: В.В. Шишков — «Психотерапия функциональных расстройств. Карманный справочник врача и психолога» (СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013, — 496с.); А.И. Нахимовский, В. В. Шишков – «Практическая психотерапия детей и подростков» (СПб.: Речь, 2003. – 384 с.); для родителей пациентов: «Пока ждем врача Энциклопедия доврачебной консультации». – СПб, ИД «Весь» 2003, раздел «Нервная система дает сбой»)