Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ)
Что касается гиперактивности, то она чаще всего проявляется в виде двигательного беспокойства. Сидя, дети обычно ерзают на месте, совершают множество «лишних» движений руками и ногами, без разрешения могут покинуть свое место, например, школьную парту. Беспричинно бегают или забираются на любые доступные объекты, когда это неуместно; отличаются повышенной и неадекватной шумливостью в играх, чувствуют себя неуютно в тихой обстановке, особенно когда взрослые блокируют их шумное поведение, и если эта блокада не связана с физическим наказанием, — через короткое время возвращаются к исходному состоянию. Таким образом, чрезмерная моторная активность у этих детей носит стойкий характер, и на нее не влияют обычные требования и конкретная социальная обстановка. Общий фон гиперактивности обычно сочетается с импульсивностью. Ребенок с гиперкинетическим расстройством редко дослушивает вопрос, обращенный к нему, и вследствие этого часто отвечает невпопад, много говорит без ориентации на собеседника; как правило, не способен соблюдать психологическую дистанцию при общении со взрослыми, крайне нетерпелив в ситуациях ожиданиях (не дожидается своей очереди при игре, вмешивается в чужой разговор и т. д.). Указанные нарушения поведения обычно возникают в дошкольном возрасте, в несколько раз чаще у мальчиков, чем у девочек, но особого беспокойства у родителей они, как правило, не вызывают, а информация, исходящая от персонала детского сада, часто не воспринимается всерьез. Однако когда ребенок идет в школу, и там с особой силой проявляется невозможность выполнения им стандартных требований по дисциплине и обучению, то необходимость принятия мер становится очевидной. Что же делать в таких случаях? Не упущено ли время для лечения и психокоррекции? Несомненно, при раннем обращении к специалистам имеющиеся проблемы разрешаются легче и быстрее. Но и в школьном возрасте это вполне возможно. Прежде всего, необходимо обратится к неврологу, который установит — нет ли у ребенка каких-либо последствий родовой травмы, инфекционных и соматических заболеваний, перенесенной ранее черепно-мозговой травмы (в том числе сотрясения головного мозга ). Может быть, для уточнения диагноза понадобятся инструментальные исследования (электроэнцефалография, реоэнцефалография и т. д.). Очень часто у этих детей выявляется нарушение кровотока в шейном отделе позвоночника, связанного с ортопедическими проблемами, что потребует консультации соответствующего специалиста. Иногда у невролога возникают сомнения в интеллектуальном развитии ребенка или в его психическом здоровье. И тогда без консультации психиатра (психотерапевта) не обойтись. В большинстве случаев после осмотра психиатром или психотерапевтом у такого чрезмерно расторможенного ребенка очень тяжкие диагнозы, такие как: «умственная отсталость», «психотическое расстройство», отвергаются, и диагноз «гиперкинетическое расстройство» становится ведущим. При этом надо иметь в виду, что в заключениях разных специалистов одно и то же расстройство может обозначаться разными терминами (минимальная мозговая дисфункция (ММД), гиперкинетический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности и т. д.). Это связано с постоянной работой врачей из разных стран над классификацией болезней и постепенным внедрением новой терминологии в практическую медицину. У детей с гиперкинетическими расстройствами значительно чаще, чем у здоровых, развиваются системные неврозы, такие как энурез, энкопрез, тики, заикание и др. При этом эффективность лечения системных неврозов в значительной степени зависит от параллельного устранения гиперактивности. Профилактика гиперкинетических расстройств во многом зависит от улучшения социальных условий, от соблюдения всеми членами семьи здорового образа жизни еще до рождения ребенка, от качественного ведения беременности и качественного родовспоможения. Своевременное устранение последствий родовой травмы, различных заболеваний периода новорожденности и ясельного возраста значительно уменьшают вероятность развития гиперкинетических расстройств. Адекватное, спокойное поведение всех членов семьи также значительно смягчит внешние проявления гиперкинетического расстройства, а в сочетании со специальной психологической (психотерапевтической) помощью, своевременно устранит их. Таким образом, дефицит внимания, гиперактивность и поведенческая импульсивность у детей — симптомы, которые должны настораживать не только специалистов, но и родителей. Информационная осведомленность населения о гиперкинетических расстройствах у детей должна стать нормой, а не исключением.
Подробнее для специалистов см.: В.В. Шишков — «Психотерапия функциональных расстройств. Карманный справочник врача и психолога» (СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013, — 496с.);
Подробнее для родителей:«Пока ждем врача Энциклопедия доврачебной консультации». – СПб, ИД «Весь» 2003, раздел «Нервная система дает сбой»)
Дефицит внимания в рамках АНС
Дефицит внимания может иметь место как в структуре выше описанного синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADAD – attention disorder activity disorder — в англо-американской классификации), так и в рамках астено-невротического (АНС) или церебро-астенического синдрома (синдромов повышенной утомляемости и раздражительной слабости). Причиной нарушения поведения у такого ребенка, как в случае с гиперактивностью, так и при повышенной утомляемости, будет не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами, или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями. Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться вообще у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого, после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного гриппа занимает 3 (три) месяца (!). А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру, школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций. Но данные состояния успешно лечатся. Нужна только правильная их дифференциальная диагностика, т. к. все эти состояния (нарушения поведения, особенности характера, СДВГ, АНС и т. п.) по своим внешним проявлениям очень похожи, а лечения требуют совершенно разного. Аналогичная ситуация и с теми рекомендациями, которые должны выполнять родители таких детей, где-то надо проявить твердость (даже жесткость, но не жестокость), где-то терпение и мягкость. Справиться самим очень сложно. Подавляющее большинство современных психологов дифференцировать эти проблемы друг от дружки не в состоянии. Врач-психотерапевт (психоневролог, психиатр), грамотный невропатолог – компетентны в данном вопросе. Они оценят Ваши жалобы, осмотрят ребенка, понаблюдают за ним во время игр и занятий в кабинете, проведут соответствующее обследование, назначат и оценят данные ЭЭГ (электро-энцефалография), УЗИ ГМ (ультразвуковое исследование головного мозга), УЗДГ (ультразвуковое исследование сосудов головного мозга); решат относится ли данная проблема к компетенции психологии или медицины, назначат соответствующее лечение, дадут Вам рекомендации по воспитанию, укажут Вам как правильно вести себя с ребенком, имеющим такие особенности, возможно порекомендуют и занятия с психологом (как правило в комплексе с соответствующим лечением).
Подробнее для специалистов см.: В.В. Шишков — «Психотерапия функциональных расстройств. Карманный справочник врача и психолога» (СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013, — 496с.);