Задержка (нарушение) речевого развития
Встречается несколько форм специфических задержек (нарушений) речевого развития:
— специфическое расстройство артикуляции речи (выраженная дизартрия, когда ребенок не выговаривает звуки в такой степени, что его невозможно понять ни взрослым, ни тем более сверстникам). Эта категория, как правило, применима к детям, достигшим 3-летнего возраста и имеющим нормальное (во всем остальном) психическое развитие;
— специфическое расстройство экспрессивной речи (когда речь ребенка развита гораздо ниже его психосоциальных возрастных возможностей, или практически отсутствует);
— специфическое расстройство рецептивной речи (когда ребенок не понимает или испытывает трудности в понимании обращенной к нему речи). Эта категория применима к детям с достаточным слухом и имеющим нормальное (во всем остальном) психическое развитие;
— смешанные расстройства речи;
Таким детям необходимы занятия с логопедом, им рекомендуется логопедическая группа детского сада, врач-психиатр (врач-психотерапевт) может, если речь идет о задержке речевого развития, порекомендовать специальные безопасные препараты, которые существенно ускорят процесс развития речи. Но задержка речевого развития может оказаться не самостоятельным расстройством, а лишь симптомом в структуре более тяжелых заболеваний и нарушений развития. Думать об этом не хочется никому из родителей, но, тем не менее, консультация детского психиатра (психотерапевта) в этих случаях необходима, т. к. внешне похожие состояния, в зависимости от диагноза, лечатся по-разному, так, например, детям с задержкой психического развития необходим специальный детский сад, где работает не только логопед, но и дефектолог, а не просто логопедическая группа детского сада, где не в полной мере подготовленный к работе с такими детьми персонал, ему помочь будет просто не в состоянии и т. п. В любом случае, врач-психиатр (врач-психотерапевт) правильно поставив диагноз, порекомендует дополнительные консультации (в частности опытного логопеда), назначит соответствующее медикаментозное лечение, возможно порекомендует дополнительные занятия не только с логопедом, но и с дефектологом, педагогом-психологом.
Подробнее: для специалистов: П. И. Буль « Основы психотерапии» М.: Медицина, 1974, – 312с. и др.; для родителей пациентов: В. В. Шишков, А. И. Нахимовский – «Выше стресса! Практическое руководство по саморегуляции.» – СПб, ИГ «Весь» 2005, 192 с.