Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) чаще бывает:
— конституциональной (то есть обусловленной наследственной предрасположенностью);
— церебрально-органического происхождения (то есть являться следствием резидуально-органического поражения головного мозга во время отягощенной беременности, тяжелых родов; травм и нейроинфекций в раннем возрасте);
— соматогенной (обусловленной тяжелыми соматическими заболеваниями);
— психогенная (из-за интеллектуальной депривации /Маугли/, когда нет «духовной» пищи)
Темпы раннего психомоторного развития (кроме речи) у таких детей обычно нормальны, первые слова появляются в 1,5 года, фразы – в 2,5–3 года (вместо 1,5). В детских дошкольных учреждениях эти дети часто плачут, драчливы, вспыльчивы, капризны, любят подвижные малосодержательные не коррекционную игры. Подготовительные игры к школе игнорируют, любят праздники, шум, однако не могут в них продуктивно участвовать. Кое-какой грубый с нарушениями форм рисунок появляется в 4–5 лет (а не в 3). Дети путаются в помещениях детских садов, не помнят своих мест. В школе адаптируются тяжело, испытывают трудности в обучении чтению, письму и т. д. Боятся школы, учительницы, т. к. там ему плохо, может швырять учебники, прогуливать школу. Плохо запоминает название пальцев. Путает глухие и звонкие буквы. Внимание нарушено. Нарушены все функции памяти, из 10 слов повторяет 3–4, путает право-лево у себя и собеседников, не может правильно одеваться, не могут правильно без искажений срисовать рисунок. При письме вращают буквы и цифры вокруг своей оси и т. п. Такие дети нуждаются в коррекции психолога и психиатра одновременно, им необходим дефектолог, а не простой логопед; должны посещать не речевой детский сад, а коррекционный детский сад или школу для детей с ЗПР (7-вид).