Автор термина «рациональная психотерапия» П. Дюбуа считал, что больной-невротик обладает неким заблуждением ума и задачей врача является логическое обоснование этого заблуждения с тем, чтобы пациент осознал это, и сам на чисто логическом уровне уяснил для себя иррациональность собственных представлений и рассуждений, приведших его к неврозу.
Проблема в том, что большинство больных неврозами прекрасно понимают, что они не правы. Несмотря на это, рациональная психотерапия используется во время каждого консультативного приема, а также благодаря тому, что прекрасно сочетается практически со всеми методами и методиками, применяется во время психорегулирующих сеансов и занятий, как индивидуально, так и в группе.
Методом, наиболее часто сочетаемым с рациональной психотерапией, является поведенческая психотерапия. Ее еще называют условно-рефлекторной психотерапией или терапией стимула и реакции. Опять же, перед тем как рекомендовать пациенту ту или иную методику поведенческой психотерапии, надо разъяснить ему смысл ее применения, конечную цель, примерный механизм ее действия; этот инструктаж может проводиться в рамках рациональной психотерапии. Одной из методик поведенческой психотерапии является методика систематической десенсибилизации страхов, например, с помощью рисунков или игр. Среди других, наиболее известны фединг, наводнение, иммерсия, методика негативного воздействия. Данные приемы используются в виде домашних заданий, подробные инструкции к которым Вам будут даны во время консультации, а также в виде групповых и индивидуальных сеансов и занятий в нашем Центре.
В основе невротических расстройств, как эмоциональных, так и поведенческих (согласно РЭПТ) лежит склонность большинства людей воспринимать события своей жизни категорично. Больной (с психологической точки зрения) человек дает происходящих с ним в жизни событиям оценки в форме «должен», «обязан», «надо». Вследствие такого подхода он из тех же событий делает множество иррациональных заключений: «драматизирует», воспринимая событие как ужасное; считает, что «этого нельзя пережить», если событие, которое «не должно» было произойти, все-таки происходит; «осуждает» себя или других, если они делают то, чего делать не «должны», или им не удается сделать то, что они делать «обязаны».
В противовес страдающим психологическими расстройствами, здоровый человек согласно взглядам основателя РЭПТ – Альберта Эллиса) придерживается философии «пожелания», из которой следуют следующие рациональные производные: «оценка или определение неприятности», взамен иррациональной «драматизации»; толерантность, то есть изменение сложившейся ситуации, а при невозможности изменения – принятие сложной, порой даже суровой ситуации и претворение в жизнь других целей – взамен иррациональному «я этого не переживу»; «принятие» несовершенства себя и окружающих, сложности окружающего мира взамен иррационального «осуждения».
Самой распространенной техникой, используемой в РЭПТ, является «дискутирование» (оспаривание) иррациональных идей.
Исторически, именно этот метод является первым из методов психического воздействия. Чем то подобным занимались колдуны, шаманы, жрецы Бога медицины Асклепия –– асклепиады. Посредством своих ритуальных действий они вызывали у некоторых людей чудесные исцеления; так, хромые начинали бегать, слепые прозревали и т. п. Ретроспективно можно предположить, что речь шла о «чудесном» исцелении истерических симптомов. Автором учения о так называемом животном магнетизме по праву считается Франц-Антон Мессмер, который в XVIII веке предположил, что весь мир заполнен магнетическим флюидом или «эфиром», который, концентрируясь у особенно одаренных, может передаваться страждущим через прямое или опосредованное прикосновение. Термин «гипноз», что в переводе с греческого означает сон, впервые ввел в практику английский хирург Джеймс Брейд, после того как был поражен увиденным на сеансе одного из известных «магнетизеров». В 1863 г. Брейд опубликовал книгу «Нейрогипнология». Расцвет эры гипнологии связан, прежде всего, с Францией, где активно конкурировали две школы: парижская (сальпетриерская), которой руководил Ж.-М.Шарко, и нансийская, с И. Бернгеймом во главе. Первая проповедовала гипноз, ссылаясь на возможность гипнотизации даже животных, вторая, отрицая гипноз, говорила о внушении. Хотя и там и там речь шла об одном и том же состоянии. Представить себе внушение в бодрствующем состоянии просто, как и внушение в состоянии аутогенного транса, гипнотического или наркотического сна; но представить гипноз без внушения можно скорее теоретически, хотя чисто с формальных позиций можно определить, что гипнотерапия ––– это использование гипноза в качестве самостоятельного лечебного метода с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта; а гипносуггестивная терапия –– метод лечения внушением после предварительного введения пациента в гипнотическое состояние. Но в литературе под гипнотерапией чаще всего подразумевается гипносуггестивная терапия. Природа гипноза до настоящего времени окончательно не выяснена. Существует множество определений этого состояния, часть из них, на наш взгляд, излишне физиологичны, как определение И. П. Павлова, или чересчур психологизированы, как определение З. Фрейда. Приведем два наиболее приемлемых: 1) гипноз –– состояние измененного внимания, которое вызывается искусственно, и во время которого наблюдаются определенные феномены 2) гипноз –– искусственно вызываемое и качественно особое состояние ЦНС, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне сон –– бодрствование и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между гипнотизируемым и гипнотизирующим. Хотя данный метод описан во всех руководствах, все же его обычно относят к поверхностным, симптом-центрированным (то есть воздействующим в большей степени на проявления заболевания, чем на причину его возникновения и причинно-следственные связи, вызвавшие эти проявления). На наш взгляд, это совсем не так. Во-первых, сам гипноз обладает не только психологическим, но и биологическим действием, способным в ответ на его применение вызвать в организме положительные изменения, то есть как бы поднять порог устойчивости пациента к стрессу, сделать его не только внешне, но и внутренне спокойным, невосприимчивым к целому ряду неблагоприятных психогенных факторов. Во-вторых, гипносуггестивная терапия, проводимая опытным психотерапевтом –– обязательно врачом, имеющим глубокие знания в медицине в целом, органично впитывает в себя и сочетается со всеми другими методами психотерапии и не только психотерапии. В частности, мы уже упоминали гипноанализ, еще одним крайне интересным приемом считается гипнокатарсис –– эмоционально-стрессовое отреагирование на психотравму, которая предположительно спровоцировала данное заболевание и была воспроизведена под гипнозом в виде галлюцинаций. Большой вклад в изучение и развитие гипноза внесли Август Форель, опубликовавший в 1904 года трактат «Гипнотизм или внушение и психотерапия», Оскар Фогт, автор «фракционого» гипноза, и Леон Черток; одним из самых известных врачей психотерапевтов, успешно применявших гипноз в нашей стране, по праву считается Павел Игнатьевич Буль. Одним из первых, кто, применив серьезный научный подход, стал успешно применять гипноз для лечения не только неврозов, не только психосоматических заболеваний, а вообще с целью нормализовать различные функции организма, нарушенные не только вследствие психотравм, но и вследствие ряда хирургических и соматических заболеваний, был Александр Ильич Нахимовский. Его диссертация «Симптоматическая психотерапия недержания мочи и кала у детей», несмотря на свое скромное название, убедительно показала как раз далеко не симптоматическое влияние специальной психотерапии, в основе которой была гипносуггестия, для достижения функциональной компенсации у детей с органическими расстройствами. При этом, им были разработаны четкие показания и противопоказания к применению специальной психотерапии у таких больных, а также критерии прогнозирования ее эффективности. Таким образом, Александр Ильич Нахимовский, задолго до нашумевших телесеансов, невероятно расширил рамки применения психотерапии, причем сделал это с соблюдением всех научных, деонтологических и этических норм. Тихий, скромный Человек, он никогда бы не позволил опубликовать о себе даже этот абзац. Врач-психотерапевт, врач-анестезиолог, врач-невропатолог, врач-психиатр, врач-педиатр, всю жизнь посвятил лечению детей, да и не только детей. Еще 7 мая он, будучи тяжело больным уже около года, принимал пациентов, а 17 мая 2003 года его не стало. Невосполнимая потеря. Врачам этого кабинета выпала честь быть его учениками, а теперь и продолжателями его идей.
Говоря о гипносуггестивной терапии, мы уже говорили о чем-то подобном, выделить же это в отдельный раздел нас побудила нашумевшая телепередача, в которой метод «погружения в прошлое», применяемый одним из зарубежных психотерапевтов, рассматривался как нечто из ряда вон выходящее и сопровождающееся временным перевоплощением пациентов в известных исторических персонажей, в частности в Наполеона или царицу Савскую. Говоря об этих противоречивых темах нельзя не упомянуть польского ученого Анджея Донимирского, занимавшегося вопросами существования «генетической реинкарнации» и американского профессора, доктора медицины Реймонда Муди, проанализировавшего впечатления более чем 150 пациентов, перенесших состояние клинической смерти или находившихся «на волоске» от смерти. Современная официальная наука считает эти вопросы делом религии и парапсихологии, однако позиция огульного отрицания гипотезы, существовавшей тысячелетия и имеющей сотни миллионов приверженцев, ничем не мотивируется. Известны явления человеческой психики, когда в мыслях людей присутствуют отрывочные воспоминания о давнем прошлом и местах, где они когда-то жили. Помимо исследований доктора Р. Муди, большинство изучавших эти феномены, анализировали воспоминания пациентов о прошлой жизни, вызванные действием гипноза. Являясь специалистами в этой области, можем привести примеры собственных наблюдений, когда сорокалетняя женщина, которой я предварительно внушил, что она на время станет первоклассницей, писала прописи почерком семилетнего ребенка, причем с особенностями техники письма, принятыми в те годы (что вполне укладывается в понятие возрастной регрессии); или когда мужчина, перенесенный нами в прошлую жизнь, «превратился» в воина, «убив» воображаемым копьем воображаемого врага. На последнем примере можно показать всю неоднозначность и сложность интерпретаций подобных явлений; так, сторонники реинкарнации зачтут наш пример за очередное доказательство существования жизни (жизней) после смерти; противники же сочтут эту очень правдоподобную демонстрацию фантазиями впечатлительного человека, уже до погружения в гипнотическое состояние наслышанного об этих теориях. Во время проводимых нами сеансов психорегуляции (см. соответствующий раздел) мы давно применяем подобные техники исключительно в лечебных целях (что не мешает ряду пациентов использовать этот опыт и в своих познавательных целях). Так помимо уже упомянутых нами гипноанализа и гипнокатарсиса, мы используем возрастную регрессию, когда пациент, находясь в гипнотическом состоянии, переносится назад, в то время, когда болезни еще не было и в помине. Он чувствует себя абсолютно здоровым, а возвращаясь в настоящее время, теряет свою болезнь где-то по пути, в каком-то чужом параллельном мире, таким образом, что она как бы вообще не появляется у него. Возрастная прогрессия применяется следующим образом: пациент, сомневающийся в успехе лечения, или пациент с фобиями, включающими в себя пессимистическое видение своего будущего, переносится на некоторое время вперед, где ему внушается, что он сам и его ближайшее окружение (близкие, друзья) живы и здоровы, причем симптомы заболевания исчезли уже давно, к примеру, через год (при использовании прогрессии на один год) минус два месяца (оставшийся срок терапии). Возвращаясь обратно, пациент в большей степени, чем до использования данного метода, убежден в возможности быстрого и полного выздоровления. Эти методы, как и другие методы психотерапии безопасны, но только в «руках» специалиста; они применимы к здоровым людям, к больным неврозами, и психосоматическими заболеваниями (в широком смысле этого термина), включая и вегетативные расстройства. Эти методы, как правило, противопоказаны пациентам с тяжелыми психотическими расстройствами, проявляющимися, в частности, бредом, галлюцинациями, суицидными мыслями. Пациентам же с тяжелыми органическими нарушениями данные методы показаны, как правило, в комплексе с другими методами терапии, при этом их использование не должно идти вразрез с медицинской этикой.
Этот психотерапевтический подход возник на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного состояния сознания (таких как «мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.), а также теоретических представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической ориентации. Сами термины трансперсональная психология и трансперсональная психотерапия были предложены в 60-х годах XX века Станиславом Грофом. Необычные состояния сознания, как правило, значительно изменяют отношение между сознательной и бессознательной динамикой психики. Они ослабляют защиты и психологические сопротивления. В этих обстоятельствах обычно не только возникают подавлявшиеся воспоминания, но человек полностью переживает эмоционально значимые события прошлого в состоянии спонтанной (в отличие от внушаемой в гипнотическом состоянии) возрастной регрессии. Трансперсональная терапия делает возможным использование терапевтического и трансформирующего потенциала мощных переживаний без того риска, который подразумевается актуальным биологическим кризисом (который испытывают люди в критическом состоянии), или сложных и далеко не безопасных розыгрышей вроде тех, о которых вы только что прочли. И трансперсональная терапия, и другие трансовые методы, использующие измененные состояния сознания (транс) в лечебных и / или профилактических целях, повышают доступ к неосознаваемой информации, прерывают старые патологические и формируют новые правильные условные связи, интенсифицируют интуитивные (ранее неосознаваемые) формы познания мира и переработки информации. Возможности, которые открываются с помощью трансовых состояний сознания, могут использоваться для самопознания (медитация, трансперсональные техники), самовнушения (аутотренинг) и лечебного внушения психотерапевта (гипноз, гетеротренинг), перепрограммирования (эриксонианский гипноз, НЛП), активизации саногенных /направленных на выздоровление/ ресурсов пациента. Трансперсональная терапия в полном ее объеме не должна проводиться со случайными людьми, с больными психозами, с пациентами, не прошедшими обследование или только начинающими лечебный курс. Пациенты же с неврозами или психосоматическими расстройствами, при отсутствии противопоказаний, вполне могут принимать участие в регулярных индивидуальных или групповых сеансах холотропной терапии в амбулаторных условиях под руководством опытного врача-психотерапевта. Тем более безопасными, но не менее продуктивными являются небольшие фрагменты трансперсональных техник, подключаемые нами при наличии показаний и желания пациента на заключительных этапах лечения.
Групповая психотерапия — метод, при котором с терапевтической целью используется групповая динамика (процесс структурирования социально-психологического развития группы), то есть отношения и взаимодействия членов группы, как с психотерапевтом, так и между собой. Автор этого определения — известный чешский психотерапевт — Станислав Кратохвил. Лечебными целями личностно-ориентированной ( в т. ч. и групповой) психотерапии являются:
1) осознание пациентом причин переживания, способов поведения и эмоционального реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования своей системы отношений к себе, к окружающим, к мнению окружающих о себе;
2) реконструкция способов переживания, восприятия пациентом самого себя и своих взаимоотношений с окружающими.
Одним из основных приемов, используемых при проведении групповой психотерапии, является групповая дискуссия. Групповая психотерапия особо показана подросткам, на первый план проблем которых выходят трудности в общении (в школе, в училище, в ВУЗе: с коллективом и (или) с преподавателями), страхи экзаменов, контрольных работ, устных ответов и т. п. В ходе проведения групповой психотерапии используются различные игры, постановки, тренинги общения и личностного роста.
Один из методов психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием различных игр. Цель игровой терапии — улучшение коммуникативного взаимодействия пациентов на фоне игровой динамики, отреагирование на предшествующие психотравмирующие ситуации. По многим параметрам игровая терапия является разновидностью групповой психотерапии. Этот метод широко используется с начала 20-х годов ХХ века. Основоположником игровой терапии считается (австрийский) психотерапевт Яков (Джекоб-Леви) Морено, разработавший методику игровых инсценировок — драматизаций /психодраму/. Большой вклад в разработку теории и практики современной игровой терапии детей и подростков внесли: А.И. Захаров –– в рамках групповой психотерапии, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис — в рамках семейной психотерапии. Психодраму можно выделить и в качестве самостоятельного метода психотерапии, во время которой пациент может освободиться от своих переживаний, отреагировав на них во время «импровизации».
Что же такое семейная психотерапия? Авторы 656-страничной монографии «Психология и психотерапия семьи» Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис честно говорят в «заключении», что не знают ответа на этот вопрос. Наверное, так никто никогда и не узнает. С одной стороны, это комплекс всех уже описанных и не описанных методик, применяемых психотерапевтом сознательно или интуитивно, к каждому члену семьи; с другой, изучение группового взаимодействия членов семьи, анализ их взаимоотношений с целью возможной реконструкции нарушенных, явившихся причиной внутрисемейных конфликтов, с третьей,… Проблема в том, что большинство родителей, приводящих к нам на прием детей и подростков с неврозами или поведенческими нарушениями, как правило, встречают «в штыки» любые советы врача изменить что-то в них самих, во взрослых (но совсем не «Взрослых» с точки зрения трансактного анализа) членах семьи. Большинство из них обвиняет во всем ребенка, болезни, медицину, страну; кто-то вообще никогда не придет на прием, кто-то давно ушел из семьи, и т. д. Получается замкнутый круг. С одной стороны, нарушенные взаимоотношения в семье — основной источник психотравмирующих ситуаций для членов этой семьи, приводящих к развитию у них того или иного психогенного расстройства; с другой, сами больные неврозом или психосоматическим заболеванием, не говоря уже о пациентах с более тяжелыми нарушениями психики, часто являются причиной семейной дезорганизации. Тем не менее, опять же цитируя авторов вышеупомянутой монографии, перспективы и возможности, в той или иной степени, есть у каждой семьи. Задача семейной психотерапии — постараться отыскать эти перспективы и возможности.
Одно из современных направлений психотерапии. Основой НЛП является нейролингвистика — наука, изучающая механизмы речевой деятельности. Основоположниками метода считаются Р. Бендлер и Дж. Гриндер /1979, 1985/. Для разработки метода НЛП авторами использована техника эриксонианского гипноза, предложенного американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном в 1923 г. Метод основан на активном участии пациента в процессе гипнотизации, активной стимуляции его внимания на собственных ощущениях, спонтанных и внушенных двигательных актах. При этом психотерапевт использует технику присоединения (подстраивания) к моторике и дыханию пациента, а также — особый стиль речи, фиксирующий все происходящее с пациентом и побуждающий его к новым ощущениям и действиям таким образом, чтобы все эти изменения воспринимались им как собственный выбор. Одной из ведущих методик НЛП является рефрейминг/переформирование/, который может рассматриваться и как отдельный метод на базе основных положений НЛП.
Данный метод открыт американским клиническим психологом Френсин Шапиро, случайно отметившей тот факт, что неприятные переживания существенно ослабевают или даже иногда уходят на фоне особым образом организованных движений глаз. На английском языке метод ДПДГ звучит как EMDR (Eye Movement Desensitization and Reprocessing).
Человеческая память, образно говоря, имеет нейронную капсулу, где содержится информация о трагическом событий (а методика ДПДГ изначально предназначалась для работы с ПТСР) и эмоционально тяжёлом переживании. Существует мнение, что эти особым образом организованные быстрые движения глаз обеспечивают безопасную билатеральную стимуляцию работы полушарий мозга, что разрушает эту нейронную капсулу памяти, аналогично тому, как правильно проведённый массаж, способен снять мышечную боль, расслабив спазмированную мышцу.
Как и многие методики поведенческой терапии, ауто- и гетеросуггестии (см. соответствующие разделы), данный метод начинается с релаксации. Таким образом, у пациента фиксируется комфортное состояние, чтобы затем при необходимости суметь быстро к нему вернуться.
Далее специалист, использующий в своей работе данный метод, беседуя с клиентом или пациентом о его проблеме, выявляет аналогичные ситуации из прошлого, где также отмечались подобные негативные эмоциональные реакции.
В классической схеме сама работа начинается с самой ранней психотравмирующей ситуации. Проводится несколько минисеансов (серий, сетов), в ходе каждого из которых клиент «бегает» взглядом в определенном темпе и по определенной схеме. Ф.Шапиро предлагала следить за пальцами терапевта, но, на наш взгляд, возможны и другие удобные технические способы.
В промежутках между такими сетами специалист с помощью терапевтической беседы помогает клиенту, попутно контролируя его состояние.
В результате терапии нейронная капсула негативной памяти начинает растворяться, уходит зажатость, теряется острота эмоциональной реакции, меняется отношение к стрессогенной ситуации.
В результате сессии ДПДГ неприятное, грустное, страшное или даже травмирующее событие перестанет быть таковым. Да, само воспоминание о проблеме не исчезнет, но болезненность его восприятия значительно снизится, иногда даже исчезнет. Вы перестанете испытывать страх, тревожность, боль, грусть, когда будете думать о случившемся, когда будете сталкиваться с тем, что раньше вызывало сильные негативные чувства.
В конце сессии пациент возвращается (поначалу с помощью терапевта, а затем и самостоятельно) в комфортное расслабленное и гармоничное состояние.
Пройдя курс такой терапии, можно продолжить её использование уже в качестве методики саморегуляции, перспективной: чтобы самому справляться с дистрессом, его психическими эквивалентами (тревогой, страхом и паникой), чувством бессилия; и быстрого действия: для быстрого приведения себя в ресурсное состояние, в состояние «боевой» готовности в жизни и спорте.
Проводимые в данном кабинете сеансы психорегуляции органично включают в себя все лучшее, что есть в вышеперечисленных методиках. В основе сеансов лежит гипносуггестивная терапия. Не надо путать ее с нашумевшими в свое время телесеансами. Гипносуггестивная психотерапия, проводимая врачами высокой квалификации, абсолютно безопасна, следуя мудрому изречению профессора С. С. Либиха «безопаснее валерьянки». Некоторые родители боятся гипноза, мотивируя это религиозными соображениями. Это — заблуждение (см. книгу Л. Пановой «Откровения ангелов-хранителей» из которой следует, что даже глубоко набожные люди высоко оценивают возможности лечебного гипноза, подтверждая и его абсолютную безопасность). Преимущество сеансов психорегуляции в том, что их действие направлено не только на психологический компонент заболевания (поведенческие нарушения, неврозы, страхи, комплексы, неуверенность в себе и т. п.), но и на функциональную составляющую болезни (вегетативные расстройства, такие как головные боли, боли в области сердца, учащенное сердцебиение, головокружение, вздохи, чувство нехватки воздуха, дискомфорт в желудке и кишечнике, частые мочеиспускания и т. п.; а также тики, заикание, проблемы со зрением, различные формы недержания мочи и кала, навязчивые привычки, мысли и действия. Многие функциональные расстройства, проявляясь одинаково (одним и тем же симптомом), отличаются по причине возникновения этого расстройства (заболевания): где-то причина — психотравма, исходящая из семьи или школы, где-то — органические изменения той или иной степени выраженности, где-то — сочетание этих факторов. Сеансы психорегуляции, проводимые в этом кабинете показаны во всех этих случаях, другое дело, что в первом можно ими и ограничиться, параллельно по совету врача изменив в какой-то степени подход к своему ребенку, то в других сеансы будут одним из компонентов лечения заболевания, где-то ведущим, а где-то вспомогательным. Все это, а также эффективность сеансов и других психорегулирующих методик при тех или иных проблемах Вам может уточнить врач психотерапевт этого кабинета. Сеансы психорегуляции высокоэффективны благодаря тому, что срабатывают одновременно два механизма их действия. Первый – биологический (в какой-то степени биоэнергетический), обусловленный желанием врача помочь Вашему ребенку (Вам), а Вами и ребенком — принять эту помощь. Исходя из этого принципа сеансы проводятся строго по желанию, они не навязываются Вам, врач не будет уговаривать Вас лечиться. Второй механизм — психологический, то есть реализация формулировок внушений врача психотерапевта. Здесь Вы можете реально помочь, изложив в предварительной беседе врачу малейшие нюансы тех или иных симптомов заболевания. В процессе лечения, Ваш ребенок (или Вы сами) будете обучены методам психической саморегуляции, регулярно применяя которые дома, Вы сможете закрепить успех, достигнутый в кабинете.
По нашему мнению, если позволяют обстоятельства, базовым методом лечения психосоматических расстройств у детей старше 8–9 лет, подростков и взрослых должны быть сеансы психорегуляции (гипносуггестивная психотерапия) центрированные на восстановление нарушенной функции органа или системы. Их преимущества, на наш взгляд, следующие:
— Возможность симптом-центрированного (хотя сам гипноз не является сугубо (!) симптом-центрированным методом) воздействия, что, как правило, отвечает первоначальному запросу пациента и (или) его родителей
— Возможность поднять порог устойчивости пациента к стрессу, сделать его не столько внешне, сколько внутренне спокойным, невосприимчивым к целому ряду неблагоприятных психогенных факторов, добившись таким образом дезактуализации вызывающих стресс переживаний
— Возможность одновременного воздействия как на функциональный, так и на аффективный компоненты психосоматического расстройства
— Возможность одновременного воздействия влияние как на психогенную составляющую этиопатогенеза заболевания, так и на соматопсихический компонент заболевания.
— Сочетаемость со всеми другими методами психотерапии, прежде всего рациональной и поведенческой
— Возможность проведения гипноанализа, гипнокатарсиса, возрастной регрессии, возрастной прогрессии
— Сочетаемость с другими видами терапии, фармакотерапией
— Возможность (при необходимости) на фоне достижения хороших результатов мотивировать пациента и его родителей на глубинную (индивидуальную, семейную или групповую) терапию с целью достижения стойкого результата
— Абсолютная безопасность для здоровых людей, для пациентов неврозами (как общими, так и системными), пациентов с психосоматическими расстройствами
— Возможность (в процессе очных сеансов) обучения не только взрослых пациентов и подростков, но и детей методам психической саморегуляции
— Возможность проводить сеансы как индивидуально, что позволяет в максимальной степени персонифицировать формулы внушения с учётом всех нюансов патологии, так и В ГРУППАХ, комплектование которых должно быть подчинено определённым правилам, учитывающим, в частности, возрастные и гендерные различия:
— с учётом доминирующего симптома (МОНОСИМПТОМНЫЕ группы предпочтительнее)
— с учётом возраста (равновозрастные группы предпочтительнее), при этом обязательной является адаптация формулировок внушения к возрасту
— Обязательное РАЗДЕЛЕНИЕ ПО ПОЛУ при лечении пациентов с энурезом и другими видами недержания мочи, поллакиурией, энкопрезом, СРК
— Желательное разделение по полу при лечении пациентов с кожными проблемами и расстройствами пищевого поведения
— Предпочтительное ОБЪЕДИНЕНИЕ мальчиков и девочек, мужчин и женщин, при лечении заикания и социальных фобических расстройств
Чтобы исключить вероятность рецидивирования психосоматического расстройства, после достижения функциональной компенсации или улучшения, следует применять глубинные методы: групповую (личностно-ориентированную) или игровую психотерапию, желательно с привлечением семьи, в ходе проведения которой используются различные игры, постановки, тренинги общения и личностного роста.
Как правило, у нас успешно функционируют следующие кратковременные (сеансы один раз в неделю, всего 10 сеансов) группы:
— энурез (мальчики);
— энурез (девочки);
— энкопрез (мальчики);
— заикание и логоневроз;
— ВСД (головные боли, утомляемость и т. п.);
— тики и навязчивые движения;
— страхи;
— трихотилломания;
— лёгкие когнитивные расстройства (гипомнезия, проблемы в учёбе и т. п.).
Эффект внушения (самовнушения) срабатывает гораздо лучше на фоне заторможенного состояния коры головного мозга. Физиологически такое бывает перед сном. Вы можете использовать разработанную совместно с врачом формулу и сами, однако гораздо проще и эффективнее сделать это, когда Вас сопровождает голос специалиста и «гипнотическая» музыка.
Врач-психотерапевт, в совершенстве владеющий трансовыми техниками, может записать Вам такой сеанс в строгом соответствии с Вашими жалобами и пожеланиями в любой приемлемой для вас форме (самовнушение, гетеротренинг, медитация, гипноз) и любой длительности.
Имея на руках такую запись, Вам не надо будет приезжать на сеансы, Вы будете использовать звукозапись по определённой схеме не менее 3 месяцев. При необходимости курс можно повторять.
Метод высокоэффективен, абсолютно безопасен для здоровых людей, желающих успешно противостоять стрессовым факторам, развить свои способности или таланты; для пациентов с неврозами и самым широким кругом психосоматических расстройств; для пациентов с пограничными нервно-психическими расстройствами.
Для пациентов с тяжёлой психиатрической патологией метод может быть использован фрагментарно на фоне медикаментозного сопровождения.
Метод подразумевает обучение родителей конструктивным и эффективным методам воспитания ребёнка.
К примеру, единственным реально эффективным методом наказания является врЕменное эмоциональное отдаление от ребенка. Следует незамедлительно продемонстрировать ему полное безразличие, то есть своё нежелание каким-либо образом сотрудничать с тем, кто Вас обидел или пренебрег Вашей разумной просьбой. И здесь родитель должен быть последователен и настойчив в своей позиции. Эмоциональное неприятие ребенка в качестве средства наказания обязательно требует временнОй экспозиции, поскольку, если, к примеру, мать обнимает ребенка через минуту после того, как его наказала, то цена такого «воспитания» может свестись к нулю.
Для профилактики любого (!) манипулятивного поведения (а не только скандалов и криков) следует поступать так, чтобы ребёнок почувствовал, что Вы никак не реагируете на такое поведение и не считаете возможным подобный стереотип общения вообще; а значит, этим он ничего и никогда не сможет добиться.
Главным методом лечения оппозиционно-вызывающего расстройства у детей является когнитивная терапия родителей и / или тренинг родительского руководства.
Однако практика показывает, что в случаях длительно существующей декомпенсации ОВР, проявляющейся грубым деструктивным поведением, родители уже не способны выполнить данные рекомендации, ибо полностью дискредитировали себя, как воспитателей. Большинство из них готовы хотя бы временно делегировать эту ответственность кому-угодно, хоть няне Мак Фи из фильма «Моя ужасная няня», хоть «Бабе-Яге» из блестящей интермедии Михаила Жванецкого.
Разрабатывая концепцию эмоционально-стрессовой психотерапии, В.Е. Рожнов понимал процесс психотерапии как систему активной лечебной интервенции, цель которой – произвести в психике больного подобие хирургической операции, в результате которой он будет способен на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в идеале радикально изменить своё отношение к себе, к окружающим его в макро и микросоциуме людям, и что самое главное – к своему болезненному состоянию, какими бы симптомами оно не было представлено.
А значит, врач-психотерапевт может, а порой и должен не ограничиваться разъяснительными беседами, а избирательно и дозированно использовать методики ЭСП. Такие методики, «будучи управляемыми и кратковременными, позволяют быстро подвести ребёнка с декомпенсацией ОВР к рефлексии закономерности неадаптивности своего поведения, являясь абсолютно безопасными, поскольку именно столь короткий отрезок стрессового воздействия позволяет избежать патогенного влияния стрессовых факторов»
Методы ЭСП должны применяться строго по показаниям – для купирования декомпенсации оппозиционно-вызывающего расстройства, проявляющейся брутальными формами поведенческого или психосоматического протеста, являющегося примитивной истерической реакцией, закрепившимися в связи с их «условной желательностью» как средство освобождения от субъективно трудной для ребёнка, но достаточно банальной ситуации – после детального изучения ситуации в семье (исключения эмоционального отвержения ребёнка кем-либо из членов семьи!).
С точки зрения системно-векторной психологии (Ю.И. Бурлан, 2017, 2004-2022; В. Толкачёв, 1995, 2008; В.Ганзен, 1974), в результате формирования у первобытного человека добавочного желания к пище одна за другой происходят своеобразные мутации, давшие начало появлению векторов: мышечного, кожного, орального, анального, уретрального, обонятельного, зрительного и звукового.Векторальный набор каждого человека может варьироваться от одного вектора до восьми, при этом один из векторов обязательно должен быть нижним, к которым относятся четыре: мышечный, кожный, анальный и уретральный. Нижние вектора показывают то, какими способами мы будем адаптировать реальность и реагировать на давление извне. К верхним векторам – задающим направление движения по ландшафту – относятся также четыре: оральный, обонятельный, зрительный и звуковой.
Наличие в человеке того или иного набора векторов, как и их развитость / неразвитость, реализованность / фрустрированность способны задавать определённые жизненные сценарии, как позитивные, так и негативные, приводящие к задержкам психосексуального развития или являющиеся источниками невротизации.
СВП (Ю.И. Бурлан, 2017, 2004-2022) представляя собой ещё более продвинутый вариант системно-векторного психоанализа (В. Толкачёв, 1995, 2008; В.Ганзен, 1974), позволяет дифференцировать векторальные состояния в зависимости от гармоничного развития/задержки психосексуального развития до пубертата и реализации/фрустрации после пубертата. Так, к примеру, обладатель кожного вектора, в зависимости от особенностей развития и реализации, может стать как инженером и законотворцем, так и вором и мошенником; в свою очередь, обладатель анального вектора – истинным профессионалом своего дела, талантливым педагогом и наставником, человеком благодарным, или наоборот, погрязшим в своих обидах, мстительным; и даже насильником и педофилом; владелец уретрального вектора – лидером государства или законченным наркоманом; зрительного вектора – талантливым артистом, художником, музыкантом или погрязшим в своих страхах или даже панике невротиком; звукового – талантливым учёным, поэтом, полиглотом, философом, теологом или психически больным человеком, страдающим депрессией с суицидными мыслями, аутизмом, шизофренией; обонятельного – остающимся в тени тайным советником, гениальным разведчиком, политиком, министром финансов или душащим женщин маньяком; орального – блестящим оратором, индуцирующим любую аудиторию, оракулом или легко способным на оговор клеветником; мышечного – добросовестным работником физического труда (землепашцем, строителем, металлургом, шахтёром) или патологическим лентяем.
Системно-векторная психология (СВП) представляет интерес не только в плане объяснения филогенеза человека и общества, но и в плане более тонкого понимания специалистом (понимания (а в идеале — ОСОЗНАНИЯ) самим пациентом или пациентом при помощи специалиста) формирования того или иного жизненного сценария пациента или клиента, его комплексов и сложных психических и психосоматических заболеваний, что имеет выход на дальнейшую психотерапию / психокоррекцию!