Астено-невротический синдром (АНС, церебро-астенический синдром, синдром раздражительной слабости /у гимназистов и спортсменов/)
Диагноз астено-невротического синдрома у ребенка, носящегося «как ненормальный» по вечерам вследствие феномена раздражительной слабости – родители, да и педагоги, воспринимают с большим удивлением. Однако это именно так. Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «эксплозивная астения». Склонность к взрывным, эксплозивным реакциям в рамках астенических состояний отмечается и у взрослых. Причиной нарушения поведения (внимания) у такого ребенка будет не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами, или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит). Астено-невротическое состояние (АНС) может развиться вообще у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого, после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Такое же состояние, встречающееся у спортсменов на фоне высоких нагрузок, является одним из признаков психического перенапряжения в тренировочном процессе и носит специфическое название порочной стеничности, проявляющейся нарастающей несдерживаемой раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, и главное, повышенной возбудимостью, беспричинным гневом, агрессией. Данное состояние, мешающее как нормальной учебе, так и достижению хороших спортивных результатов, должно быть своевременно диагностировано, чтобы не только найти правильный воспитательный и педагогический подход, но и назначить соответствующее лечение, включающее как медикаменты, так и психотерапевтические (психокоррекционные) мероприятия.
Подробнее см.: В.В. Шишков — «Психотерапия функциональных расстройств. Карманный справочник врача и психолога» (СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013, — 496с.);