Недержание кала (энкопрез)

Термином «энкопрез» обычно обозначают недержание кала функциональной природы. То есть проктологи и неврологи при обследовании не находят каких-либо анатомических (механических) и неврологических изменений, которыми можно было бы объяснить данное расстройство, и тем не менее ребенок или подросток (одни редко, другие часто) не удерживают кал, даже если туалет находится рядом. Когда же, с какого возраста ребенок должен оставаться чистым? Большинство детей начинают удерживать кал в возрасте одного-двух лет, однако считается, что до четырех лет (с учетом хронологического и психического возраста) диагноз «энкопрез» не ставится, поскольку процесс формирования навыков опрятности может задерживаться у недоношенных и часто болеющих детей. Хотя энкопрез встречается значительно реже, чем энурез (~ в 10 раз), тем не менее, его распространенность достаточно велика»: 0,6–0,8 % всего детского населения. В отличие от энуреза – энкопрез чаще всего проявляется в дневные часы в бодрствующем состоянии и очень редко отмечается во время сна. Что же способствует формированию энкопреза? Прежде всего, это перенесенные в младенческом возрасте те или иные заболевания центральной нервной системы, от тяжелых и редких до часто встречающихся легких форм перинатальной энцефалопатии, а также воспалительные заболевания собственно кишечника. Способствует развитию энкопреза склонность к запорам. Чаще всего речь идет о запорах психогенного характера (обусловленного психотравмами) в семьях с повышенным вниманием к процессам питания, прибавки веса и регулярности опорожнения кишечника. Развитию энкопреза может способствовать протестное, истерическое реагирование. Дети нередко, правда неосознанно, используют энкопрез для борьбы за статус в семейной иерархии. Например, при появлении в семье отчима, или будущего отчима. Иногда формированию энкопреза способствует преждевременное и чрезмерно настойчивое высаживание ребенка на горшок, особенно если он металлический и холодный. Отрицательным фактором является социальная запущенность детей грудного и младшего ясельного возраста, когда их подолгу оставляют в запачканных пеленках или колготках. В этом плане ничуть не лучше социальное благополучие, когда родители используют памперсы не только во время сна и прогулок детей, но и чуть ли не круглосуточно, что препятствует формированию навыка произвольной дефекации. Особую группу составляют дети, у которых частично нарушена передача сигналов с прямой кишки по спинному мозгу в ЦНС. Это может быть обусловлено врожденными дефектами позвоночника, перенесенными воспалительными заболеваниями позвонков, оперативными вмешательствами на оболочках спинного мозга, например, по поводу спинномозговой грыжи. Иногда к недержанию кала приводят анатомические пороки кишечника, различные проктологические операции. Недержание кала встречается у психических больных детей и подростков, иногда оно сочетается с т. н. эмоциональной тупостью, задержкой психического развития, умственной отсталостью. Особенно должна настораживать произвольная, преднамеренная дефекация, например, в прихожей, в публичном учреждении, на улице. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись. Если же ребенок, не удерживающий кал, психически здоров, то прежде всего следует обратиться к педиатру, который ориентировочно решит – какова причина данного расстройства и в рамках какой специальности необходимо провести обследование на первом этапе. В то же время врачи, работающие с этой группой пациентов, признают нежелательность узкоспециализированного подхода – чисто хирургического, чисто неврологического, чисто психотерапевтического, так как энкопрез это сложное заболевание, в основе которого может лежать комплекс различных причин, но какие-то из них являются основными. Если же причины возникновения заболевания преимущественно психологические, связанные с психотравмирующими ситуациями, то на первом плане в качестве лечебного метода находится психотерапия, включающая в себя комплекс специальных медико-педагогических рекомендаций, комплекс специальных бесед в рамках рациональной и семейной психотерапии, поведенческие методики, игровую психотерапию в дошкольном возрасте. Широко применяется самовнушение и внушение в состоянии гипноза, сеансы психорегуляции, причем эти методы используются далеко не только при психогенно обусловленных формах заболевания.

Подробнее: для специалистов: В.В. Шишков — «Психотерапия функциональных расстройств. Карманный справочник врача и психолога» (СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013, — 496с.); А.И. Нахимовский, В. В. Шишков – «Практическая психотерапия детей и подростков» (СПб.: Речь, 2003. – 384 с.); для родителей пациентов: «Пока ждем врача Энциклопедия доврачебной консультации». – СПб, ИД «Весь» 2003, раздел «Нервная система дает сбой»)